C:\Documents and Settings\Сати\Рабочий стол\Приказ о разработке программы развития МБДОУ №3.jpg

Содержание

Паспорт программы развития……………………………………………………… 2-4

Пояснительная записка……………………………………………………………… 4-5

Раздел I. Аналитическо-прогностическое обоснование

1.1. Информационно – аналитические данные о ДОУ ………………………… 5-19

1.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения

социального заказа, адресуемого ДОУ……………………………………………. 19-20

1.3. Проблемно-ориентированный анализ …………………………………….. 20-21

Раздел II. Концептуальный проект желаемого будущего состояния ДОУ

Миссия ДОУ, цели и задачи развития ДОУ, модель

выпускника ДОУ 21-24

2.1.Основные направления программы. Развитие

педагогического потенциала 24-27

2.2. Актуализация позиции партнерства, между детским

садом и родителями 27-28

2.3.Сохранение и укрепление здоровья детей 28-30

2.4.Укрепление материально- технической базы 30-33

Раздел III. Стратегия и тактика перевода ДОУ в новое состояние

3.1. План мероприятий по реализации Программы развития.

Финансовый план…………………………………………………………………… 34

3.2. Оценка развития ДОУ……………………………………………………….. 35-37

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование

Программы

Программа развития «Дошколенок» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Одуванчик» на 2019-2022 годы
Разработчики Программы Заведующая ДОУ, старший воспитатель, рабочая группа педагогов ДОУ
Нормативно-правовое обоснование Программы развития -Конституция РФ от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008;

-Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

-Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

— Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

— Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций»;

-Приказ Минобрнауки Республики Адыгея от 12.02.2014 № 83 «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Республике Адыгея»;

— Распоряжение Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.11.2016 №2397-р «Об утверждении Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Одуванчик»

Цель Программы Создание единой образовательной среды, обеспечивающей качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада.
Задачи Программы 1. Разработать необходимые педагогические условия для создания и развития образовательного пространства для различных категорий воспитанников.

2. Обеспечить условия для развития кадрового потенциала, предоставить возможность  для  профессионального  роста педагогическим работникам.

3. Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе.

4.Вовлекать родителей в построение образовательного процесса, посредством постоянного их информирования

5. Разработать механизм индивидуально — дифференцированного подхода к детям при организации физкультурно — оздоровительного комплекса мероприятий. Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни

6.Обеспечение качества образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО (совершенствование материально- технического и программного обеспечения; повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе)

Ожидаемые результаты реализации Программы 1.Обеспечить качество сформированных ключевых компетенций, возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (доля воспитанников, принимающих участие в городских конкурсах в 2019-2020 г.г. – 35%; 2020-2021 г.г. – 40%, 2021-2022 г.г. – 45%), (доля педагогов, использующих в образовательной деятельности ИКТ: 2019-2020 г.г. – 30%; 2020 – 2021 г.г. – 35%, 2021 -2022 г.г. – 40%)

2.Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в 2019-2020 г.г. – 45%; 2020 — 2021 г.г. – 55%, 2021 -2022 г.г. – 65%), развитие социального партнерства в 2019-2020 г.г. – 35%; 2020 — 2021 г.г. – 45%, 2021 -2022 г.г. – 55%)

3.Оздоровление и укрепление детского организма (снижение уровня заболеваемости воспитанников) 2019-2020 г.г. – до 10 дней в год; 2020-2021 г. г. – до 8 дней в год; 2021-2022 г.г. – до 5 дней в год.

4.Улучшение материально-технического и программного обеспечения (повышение уровня оснащенности предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ:2019-2020 г.г. – 35%; 2020- 2021 г.г. – 45%, 2021 — 2022 г.г. – 50%)

Приоритетные направления Программы 1.Развитие педагогического потенциала ДОУ

2.Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями

3.Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

4.Укрепление материально – технической базы

Сроки действия Программы 2019-2022гг.
Этапы реализации Программы развития I этап (январь 2019 – август 2019 г.г.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы)

II этап (сентябрь 2019 – август 2021г.г.)

Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы)

III этап (сентябрь 2021 – декабрь 2022 г.г.) – обобщающий этап (мониторинг эффективности реализации программы, оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении)

Структура Программы развития Паспорт Программы

Пояснительная записка

Раздел I. Аналитическо-прогностическое обоснование

Раздел II.Концептуальный проект желаемого будущего состояния ДОУ

Раздел III.Стратегия и тактика развития ДОУ

Ресурсное обеспечение реализации Программы Кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение.
Финансовое обеспечение Программы Финансирование осуществляется за счет субсидий муниципального бюджета
Порядок управления реализацией Программы Управление процессом реализации Программы осуществляет заведующая МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик».

Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Педагогический совет МБДОУ «Детский сад №3 «Одуванчик», Общее собрание ДОУ, творческая группа педагогов ДОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Однако возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Целевыми установками образовательной политики государства на данном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования, замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Целевые установки образовательной политики направлены на качественно новый уровень образования, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России.

Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в новом режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Развитие ДОУ – целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся инновационной направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих, что в первую очередь зависит от правильно выбранной стратегии, то есть от плана развития учреждения.

На основе выше изложенного, а также в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», Уставом ДОУ творческой группой разработана Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Одуванчик».

Программа развития спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния ДОУ, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребностей родителей воспитанников, а также с учетом возможных рисков в процессе реализации программы.

Обеспечивая свое назначение, Программа развития обладает следующими качественными характеристиками:

  • актуальность – программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательной деятельности детского сада;
  • прогностичность – данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению. Просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться;
  • рациональность – программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты;
  • реалистичность – программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами для их достижения;
  • целостность – наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели и согласованность связей между ними;
  • контролируемость – в программе определены конечные и промежуточные цели, задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ;
  • нормативно-правовая адекватность – соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального, муниципального и локального уровней;
  • чувствительность – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой для своевременного принятия соответствующего решения.

Программа развития МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик» определяет стратегию совершенствования системы образования; характеризует имеющиеся основные тенденции, цели, задачи образования в детском саду, особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательной деятельности и инновационных преобразований образовательной системы, критерий эффективности, планируемые конечные результаты.

С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность.

Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства ДОУ, определяет основные задачи образовательного учреждения, помогает выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.

Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности, и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.

Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности.

Авторы программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.

Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, администрацию, родителей.

Координация и контроль возлагается на заведующего ДОУ.

Сроки реализации программы: 2019- 2022 годы.

Раздел I. Аналитическо-прогностическое обоснование

1.1.Информационно – аналитические данные о ДОУ

Общие сведения о ДОУ

Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Одуванчик»

Сокращенное наименование: МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик»

Фактический (юридический) адрес: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Ленина, 51.

Адрес электронной почты: mdou.oduwanchick@yandex.ru

Официальный сайт учреждения: http://одуванчик-3.рф/

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Серия 01Л01 № 0000646 от 19 июля 2017г № 169

Режим работы: Режим работы МБДОУ установлен Учредителем и закреплён в Уставе МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик: пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов. Предусматривается закрытие МБДОУ для проведения ремонтных работ в летний период и на время плановых отключений горячей воды, а также в иных случаях, требующих закрытия ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН.

МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик» отдельно стоящее здание, расположенное внутри жилого комплекса в центре г. Майкопа. Территория детского сада огорожена по всему периметру. Каждая группа имеет свой благоустроенный прогулочный участок с беседками, горками, малыми спортивными комплексами, песочницами, скамейками. На каждом участке есть крытая веранда для прогулок в ненастную погоду, много зеленых насаждений, разбиты цветочные клумбы, имеется спортивная площадка.

В районе расположения МБДОУ имеется школа, библиотека, сеть магазинов, общественный транспорт, благодаря которому в МБДОУ можно привезти ребёнка из любого района города Майкопа (автобусы — №1, 2; маршрутные такси -№ 12, 29, 9,14; Троллейбус №4, №7). МБДОУ обеспечено удобными подъездными путями.

Дошкольное учреждение рассчитано на 80 мест, фактически – 130 детей. В учреждении функционирует 4 группы.

2-ая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Подготовительная группа

(от 6 до 7 лет)

28 37 30 35

Характеристика семей воспитанников

полная семья – 84 %

неполная семья – 16 %

семьи, имеющие 1-2 детей 79 %

многодетные семьи – 21%

Социальный статус родителей

рабочие -43%

безработные — 10%

служащие -47%

Образовательный уровень родителей

высшее – 56,5%

среднее специальное -33,5%

среднее – 10%

В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, достаточно высокие требования к образованию, желание дать своему ребенку качественное образование. Педагоги ДОУ нацелены на активную просветительскую работу, направленную на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребенка в обществе.

В ДОУ созданы все условия для конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, расширения спектра форм взаимодействия, повышения компетентности родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения, заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь ДОУ в создании необходимых условий для сохранения психолого-педагогического благополучия ребенка в ДОУ.

В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи, совместных досугов, творческих проектов, фестивалей, выставок, спортивных мероприятий, праздников, традиций.

Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего периода работы ДОУ было одним из приоритетных направлений деятельности Учреждения. Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Проанализированы потребности учредителя и семей воспитанников:

-Качественная систематическая работа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития дошкольников, поддержанием и укреплением их физического и психического здоровья.

– Высокое качество подготовки воспитанников к обучению в школе.

–Формирование ценностей здорового образа жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс, организацию семейного спортивного клуба. Учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Педагогический коллектив для этого предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества:

• Родительские собрания

• Консультации

• Мастер-классы

• Совместные проекты

• Совместная культурно-досуговая деятельность

• Совместные выставки, участие в конкурсах

• Дни открытых дверей.

В процессе тесного взаимодействия родителей с педагогическим коллективом ДОУ по вопросам воспитания своего ребенка идет естественный рост уровня педагогической культуры семьи.

Несмотря на готовность родителей сотрудничать с дошкольным учреждением, участвовать в жизни ДОУ, педагоги в работе с родителями сталкиваются с определенными трудностями. В этой связи необходимо обеспечить поиск новых эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Ближайшее окружение учреждения (социум)

Дошкольное учреждение стремиться к укреплению и расширению взаимодействия с социальными структурами образования, культуры, здравоохранения. Сотрудничество с ними позволяет успешно ориентироваться в новых требованиях, предъявляемых к дошкольному образованию, своевременно корректировать свою деятельность в зависимости от достижений психолого-педагогической науки и требований социума. Обогащению эмоциональных впечатлений, эстетических переживаний у дошкольников способствуют посещения музея, театральных постановок, выставок.

Особое место в структуре взаимодействия отводится сотрудничеству с МБОУ СОШ №13. Взаимодействие осуществляется на основе плана совместной работы ДОУ и СОШ по вопросам преемственности. Ежегодно в начале и в конце учебного года проводятся родительские собрания на тему: «Подготовка детей к школе». Таким образом, предшкольная подготовка корректируется не только воспитателями учреждения, но и учителями начальных классов СОШ. Все выпускники 2018 года успешно прошли собеседование в школе и медико-психологическую комиссию.

Деловые партнерские отношения с социальными институтами детства строятся на основе договоров, направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о ближайшем социальном окружении и мире в целом.

Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева

Адыгейский государственный университет

Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп»

 

Национальный музей

Театр для детей «Салтан»

МБОУ СОШ № 13

Детская библиотека

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации

Детская поликлиника № 2

Музыкальная школа

Кадровая характеристика

На момент написания Программы развития общее количество педагогических работников составляет 12 человек (заведующая детским садом, старший воспитатель, 8 воспитателей, музыкальный руководитель, учитель – логопед, педагог-психолог). В дошкольном учреждении работает творческий коллектив педагогов, из которых: 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 6 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 5 педагогов не имеют категории. Укомплектованность кадрами – 100%. Коллектив педагогов стабильный. Педагоги ДОУ систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет благоприятный психологический климат. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком. Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям.

Уровень образования педагогических работников МБДОУ

высшее профессиональное – 75%

среднее профессиональное педагогическое – 25%

Уровень профессионализма педагогических работников

  • высшая категория- 8,3%
  • первая категория -58,3%

без категории -33,3%

Стаж работы педагогических работников МБДОУ №3

 

  • до 5-ти лет – 16%
  • от5 до 20 лет – 42%
  • более 20-ти лет – 42%

Таким образом, образовательное учреждение на 100 % обеспечено педагогическими кадрами с высоким уровнем профессионализма и большим опытом работы. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с перестройкой социально-психологического мышления педагогов и педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования. Четко проявляются тенденции увеличения возрастного ценза педагогического коллектива; низкий процент молодых специалистов; «стажисты» трудно воспринимают инновационные идеи, более подвержены «эмоциональному выгоранию» и стрессу. Необходимо в этом направлении сосредоточить особые усилия.

Материально-техническое обеспечение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Одуванчик» находится в здании общей площадью — 551,9 м2 Основными помещениями ДОУ являются: помещения (групповых ячеек) для 4 групп; пищеблок; прачечная; методический кабинет, кабинет медицинской сестры.

Дошкольное учреждение оборудовано жёстким и мягким инвентарем для своего полноценного функционирования. Ежегодно, в здании проводится косметический ремонт (покраска фасада, оклеивание обоев). В 2016 году обновили асфальтовое покрытие во всем саду.

Материально-техническая база ДОУ постоянно улучшается. В дошкольном учреждении есть медицинский кабинет, кабинет администрации, пищеблок, прачечная. В ДОУ создана предметно-развивающая среда, которая представлена достаточным количеством развивающих игр, отвечающих современным требованиям. В группах имеется разнообразный дидактический материал, раздаточный и демонстрационный материал, способствующий успешному решению воспитательно-образовательных задач. Также в методическом кабинете и в каждой группе имеется детская библиотека.

В настоящее время в дошкольном учреждении имеются: музыкальный центр, 1 компьютер, 1 ноутбук, 3 принтера, фотоаппарат. Задача оснащения предметно-развивающей среды ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо расширять и обновлять игровые уголки, пополнять демонстрационный материал по художественно-эстетическому направлению (картины, музыкальные инструменты, предметы декоративно-прикладного искусства)

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

Основные направления развития Имеющиеся пособия и оборудование
Физическое развитие Гимнастические скамейки, дуги для подлезания, мячи, обручи, скакалки, игровые тоннели, палатки, палки гимнастические, традиционное и нетрадиционное оборудование.

Бактерицидная лампа, настольная лампа соллюкс.

Социально-личностное развитие Развивающие пособия и игры, атрибуты, сюжетно-игровое оборудование, художественная литература.

Учебно-наглядные пособия: «Кем быть?»

Познавательно-речевое развитие Развивающие пособия, игры по развитию речи, наборное полотно, детская художественная литература, звукобуквенное панно, буквенные и числовые фризы, наглядный и раздаточный материал, числовая прямая, магнитные доски. Видеоматериалы: «Мультобучалки», «Лучшие развивающие программы для детей». Плакаты, альбомы, глобус, географические карты.

Литература и методические пособия по реализации национально-регионального компонента.

Художественно-эстетическое развитие Музыкальный центр, магнитофон, аудиокассеты, фортепиано, детские музыкальные инструменты, куклы для театрализованной деятельности, детская художественная литература, развивающие пособия, игры, альбомы, материалы для традиционного и нетрадиционного изображения предметов и образов, лекала, трафареты, печатки.

Учебно-наглядные пособия: «Времена года», «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью» и другие. Фотографии писателей, поэтов, композиторов.

В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для интеллектуально-творческого и физического развития воспитанников, посредством предметно-развивающей среды и пространства детского сада.

Обеспечение безопасных условий в ДОУ

В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:

  • обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
  • пожарная безопасность;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • антитеррористическая защита.

Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа. Здание ДОУ соответствует требованиям пожарной безопасности, антитеррористической безопасности. Оснащено АПС ПАК — Стрелец Мониторинг, тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения, и кнопкой вызова для инвалидов.

В ДОУ изготовлены планы эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.

Организация питания воспитанников

Организация питания осуществляется администрацией ДОУ в соответствии с действующими нормами питания. В ДОУ 4-х разовое питание на основе десятидневного меню. В меню представлены разнообразные блюда: из мяса, круп, рыбы, овощей, фруктов, молочных продуктов. Меню составлено с учетом калорийности, сочетает в полном объеме белки, жиры, углеводы. Поставка продуктов питания осуществляется несколькими поставщиками, с которыми заключены соответствующие договора. Поставка продуктов осуществляется строго по заявке учреждения. Каждый поступающий продукт имеет удостоверение качества. Закладка продуктов для приготовления блюда осуществляется в присутствии медицинской сестры. Приготовление пищи проводится по технологическим картам. Пища готовится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. Пищеблок оборудован технологическим и холодильным оборудованием. Все оборудование промаркировано в соответствии с нахождением в цехах разного назначения (сырой, вареной продукции), в соответствии с приготовляемым блюдом. Ежедневно на пищеблоке проводится контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, их хранение, товарного соседства, в том числе за температурным режимом в холодильнике. Контроль осуществляет заведующая и медицинская сестра. Ежедневно поварами оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества. Пробы хранятся в холодильнике в течение 48 часов, согласно требованием СанПиНа.

В целом за день ребенок получает в ДОУ не менее 95% физиологических норм питательных веществ, остальное он получает во время домашнего ужина.

Результаты анкетирования родителей с целью определения качества питания в ДОУ показали, что 96,7 % родителей полностью удовлетворены качеством питания и меню.

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.

Индекс здоровья

показатели 2016 г. 2017г. 2018г.
Индекс здоровья 63,7% 65,2% 83%
Пропуски по болезни на 1 ребенка 5 4 5,7

Оценка состояния здоровья обучающихся МБДОУ № 3 за 2016-2018 гг.

Показатели 2016г. 2017г. 2018г.
Общая заболеваемость 186 204 189
Острая заболеваемость 4 6 5
Процент часто болеющих

детей

6% 5% 8%
Процент детей с хроническими

заболеваниями

3% 2% 1,5%
Процент детей имеющих морфофункциональные отклонения 2,6% 2,38% 3,1%
Процент тубинфицированных детей
Процент детей функционально

незрелых к школе

Процент детей нуждающихся

в оздоровительных мероприятиях

2,6% 2,38% 1,5%
Распределение детей по группам

здоровья

I -57

II -67

III -3

IV-1

I -55

II -69

III -3

IV-1

I -47

II -79

III -2

IV-1

Распределение детей по группам физического развития В.ср.-6

Средн.-122

Н.- 1

В.ср.-6

Средн.-122

Н.- 1

В.ср.-6

Средн.-122

Н.- 1

Обеспечение и управление здоровьесбережением в МБДОУ № 3

осуществлялось в следующих направлениях

Направление Содержание
1. Организация двигательной деятельности детей — физкультурные занятия;

— подвижные и спортивные игры;

— физкультурные развлечения;

— утренняя гимнастика;

— игровая гимнастика после сна;

— самостоятельная деятельность детей в спортивных уголках

2. Лечебно – профилактическая работа — витаминизация третьего блюда;

— принятие витамина С

3. Закаливание — ходьба по дорожкам,

— дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз

4. Работа с воспитателями — помощь в обновлении спортивных уголков;

-индивидуальные консультации по оздоровлению детей

5. Работа с родителями — беседы с родителями при поступлении ребенка в ДОУ по адаптации детей к детскому саду,

— наглядная агитация (оформление стенда, памяток)

6. Противоэпидемическая работа — профилактика гриппа и ОРЗ;

— профилактика ОКИ

Оздоровление детей в МБДОУ в 2018 учебном году традиционно базировалось на следующих принципах:

  • Комплексности (профилактические и оздоровительные технологии используются с учетом состояния здоровья детей, структуры учебно-воспитательного процесса, экологических условий).
  • Формирование положительной мотивации (у детей и персонала МБДОУ к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий).
  • Использование простых и доступных не медикаментозных средств оздоровления.
  • Соблюдение санитарных норм и правил в МБДОУ.

Мероприятия, направленные на охрану жизни и укреплению здоровья детей:

  • Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
  • Создание нетравмоопасной развивающей среды в группах и на участках;
  • Коррекционная работа педагога-психолога, способствующая созданию эмоционально-благоприятной обстановки в группе.

Педагогический коллектив МБДОУ постоянно проводит комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья:

№ п/п Оздоровительные мероприятия Особенности организации
1 Прием детей на воздухе Ежедневно, в теплый период года
2 Утренняя гимнастика Ежедневно 6-15 мин
3 Воздушно-температурный режим:

— в группе

— в спальне

Ежедневно

+18…+200 С

+16…+180 С

4 Сквозное проветривание (в отсутствии детей) 2 раза в день, в течение 5-10 мин., до +140…+160
5 Одежда детей в группе Облегченная
6 Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна Ежедневно,

по мере пробуждения детей, 5-10 мин.

7 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно,

не менее 2 раз в день

Физическое развитие воспитанников показывает следующие результаты

Направления развития 2015-2016г.г. 2016-2017г.г. 2017-2018г.г.
Высокий

уровень

Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Физкуль-

турное

46 % 50% 4 % 50 % 45% 5% 48% 47% 5%

Анализ результатов физического развития показывает, что уровень овладения основными движениями и физическими качествами соответствует возрастным нормам, наблюдается положительная динамика в овладении детьми бегом, прыжками, метанием, приобретение умений выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности, — в процессе игровой и соревновательной деятельности сформированы навыки коллективного общения и взаимодействия.

Однако, отсутствие физкультурного зала и инструктора по физической культуре, недостаточное обеспечение спортивным оборудованием способствует нестабильной картине физического развития воспитанников.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и уровня физического развития каждого ребёнка.

В ДОУ учебная нагрузка соответствует гигиеническим нормативам и методическим рекомендациям.

Реализуемые в ДОУ образовательные программы.

В ДОУ реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ построенная на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г.

В основу части программы, формируемой участниками образовательного процесса, легли следующие дополнительные программы: — Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под ред. Лыковой И.А; Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией О.С. Ушаковой.

В детском саду ежегодно проводится мониторинг по всем видам образовательной деятельности в начале и в конце года. Дети, посещающие детский сад, успешно освоили программы и показали хорошие результаты.

Мониторинг включал в себя два компонента. Мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Результаты мониторинга образовательного процесса

Анализ результатов в освоении программы отражает положительную динамику во всех разделах программы. В познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры-экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметно-развивающей среды. Анализ результатов освоения детьми программного содержания показывает стабильную картину развития воспитанников. Модель образовательного процесса нашего Учреждения в качестве содержательной линии использует интеграцию 4 основных направлений развития ребенка (образовательных областей): физическое, социально-коммуникативное, познавательное – речевое, художественно-эстетическое.

Педагогический коллектив определил следующие направления образовательной деятельности: — формирование основ здорового образа жизни посредством реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. В Учреждении накоплен положительный опыт по формированию навыков здорового образа жизни и созданию здоровьесберегающего пространства. Постоянно в Учреждении проводятся разнообразные массовые спортивные праздники и развлечения, которые полюбились детям и родителям: «Богатырская наша сила», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др. Традицией Учреждения является ежегодное проведение летней и зимней олимпиады по физической культуре, проведение праздников «День Знаний», «Здравствуй, Осень золотая», «Мамин праздник», «Масленица», «День Победы», «День Здоровья», «День книги», «Выпуск в школу».

Наш детский сад много лет работает над формированием ценностных представлений о любви к своей Малой родине, культурном историческом, природном наследии. Воспитываем уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны. Организуются встречи с ветеранами Великой отечественной войны. Реализуются социально-значимые проекты «Мы помним, мы гордимся». Планирование и организация образовательного процесса происходит по комплексно — тематическому принципу. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности воспитанников. В Учреждении организуются следующие виды образовательной деятельности, в соответствии с задачами образовательных областей в каждой возрастной группе:

  1. Непосредственно образовательная деятельность:
  2. Социально-коммуникативное развитие;
  3. Познавательное развитие;
  4. Речевое развитие;
  5. Художественно-эстетическое развитие;
  6. Физическое развитие.
  7. Культурно-досуговая деятельность (музыкальные, физкультурные, тематические праздники и развлечения).
  8. Дополнительное образование организовано в форме кружков по интересам детей, с целью развития творческих способностей и одаренности воспитанников.

В ДОУ функционируют следующие кружки:

  • «Веселый карандаш» (изобразительная деятельность),
  • «Речевичок» (развитие речи),
  • «Жъогъобын» (обучение адыгейскому языку),
  • «В гостях у сказки» (театрализованная деятельность).

В настоящее время воспитанникам ДОУ оказываются только бесплатные дополнительные услуги. Анализ состояния предметно-развивающей среды показал, что в учреждении уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств воспитанников.

Ребенок находится в Учреждении большую часть времени и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим в отчетный период создан новый интерьер всех возрастных групп, сделан акцент на «одомашнивание» среды развития воспитанника. В ДОУ созданы условия для самостоятельной, познавательной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.

В ДОО рационально используется пространственные возможности помещений — раздевалки, групповые комнаты, коридоры; в группах созданы центры, зоны и уголки для разных видов деятельности детей, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребёнка предметов. Во всех группах дошкольной организации создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребёнок имеет свободный доступ к ним. Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. Уголки для мальчиков объединены конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. Трансформируемость предметной среды позволяет детям проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитанников. Созданы условия для поддержки детской инициативы, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. Пространство группы организовано в виде разнообразных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что позволяет воспитанникам выбирать и чередовать интересную для себя деятельность. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной двигательной активности воспитанников. Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. и обеспечивает все направления развития детей.

Но, несмотря на это, существует необходимость постоянного обновления развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемыми образовательными программами.

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребёнка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребёнок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Анализ готовности детей к началу регулярного обучения в школе, на начало, и конец года показал следующие результаты:

Цель проведения диагностики — получение информации об уровне сформированности у будущих первоклассников предпосылок к усвоению продуктивной учебной деятельности (в том числе учебных действий, лежащих в основе умения учиться)

Проведенный анализ показал, что обучающиеся подготовительной к школе группы продемонстрировали высокий и средний уровень готовности к школьному обучению. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о неоднородности как общей, так и предметной подготовки первоклассников к школе, это необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы.

Однако следует отметить незначительное количество детей с низким уровнем усвоения программы в ДОУ. Одной из причин этих результатов является поступление новых детей в дошкольное учреждение во второй половине учебного года, психофизиологические особенности развития отдельных детей. Немаловажным условием успешного освоения программы является систематическое посещение детьми занятий. Длительное отсутствие детей по болезни, отпуска, домашний режим является также причиной недостаточного высокого уровня освоения знаний по данному разделу.

Стратегическое управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется руководителем МБДОУ «Детский сад № 3 «Одуванчик» – заведующей, совместно с Общим собранием ДОУ и Педагогическим советом ДОУ. Среди вопросов, решаемых на этом уровне:

  • разработка перспектив развития учреждения,
  • определение основных путей достижения избранных целей и др.

Работа в МБДОУ строится на позициях гласности, открытости, уважения, доброжелательности, взаимопомощи и взаимопонимания. Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности ДОУ, решаются Общим собранием ДОУ оперативно, опираясь на опыт и пожелания коллектива.

Модель управления ДОУ

Общее собрание трудового коллектива

Профсоюзный комитет

Педагогический совет

Родительский комитет

Завхоз

Старший воспитатель

Заведующая

МБДОУ №3

Учитель – логопед

Музыкальный руководитель

Педагог-психолог

Обслуживающий персонал

Помощники воспитателей

Медицинская сестра

Воспитатели

Дети,

родители

    1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого ДОУ

В определении основных направлений своего развития на перспективу, были изучены интересы тех сторон, чьи потребности должны быть удовлетворены в процессе его деятельности, то есть, выявлен социальный заказ на дошкольное образование.

Характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

  • государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и заключающийся в требовании развития предметно-пространственной образовательной среды, направленной на обеспечение возможности, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
  • потребности воспитанников, выявление в ходе наблюдений, игровой деятельности детей и устных опросов, бесед с их родителями отражают желания в наличии условий для интересного и комфортного проведения времени в детском саду;
  • ожидания родителей, выявленные в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и эффективной реализации ДОУ деятельности по обеспечению; возможности получения ребенком качественной подготовки к обучению в школе; развития у детей индивидуальности, познавательной активности, творческих способностей;
  • ожидания общеобразовательных организаций контактирующих с ДОУ; обеспечение непрерывности образования, воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста; высокое качество подготовки воспитанников к обучению в школе;
  • профессионально-педагогические потребности педагогов, установленные в ходе бесед, анкетирования, опросов, представлены желанием: создания в ДОУ комфортных психолого-педагогических и материально-технических условий для осуществления профессиональной деятельности и творческой самореализации.

1.3.Проблемно-ориентированный анализ

Сформулированный социальный заказ позволяет обнаружить противоречия, которые существуют между ним и ныне существующим состоянием образовательного процесса образовательного учреждения, а также определить его проблемы, на решение которых будет направлена программа развития ДОУ.

Описание проблем образовательного процесса, на решение которых, будет направлена программа развития ДОУ, представлена в таблице:

Проблемы и способы их решения

Проблемы Способы решения
Развитие педагогического потенциала
недостаточное использование педагогами ДОУ своего профессионального потенциала в ходе педагогической деятельности создание системы мотивации и стимулирования педагогического персонала
недостаточно высокий уровень проектировочных умений педагогов неготовность к работе в инновационном режиме, в условиях высокой информатизации образовательной среды;

недостаточная готовность и включенность педагогов в управление качеством образования детей;

недостаточно организованно взаимодействие всех специалистов ДОУ

совершенствование образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3 «Одуванчик»;

включение в практику работы новых форм взаимодействия участников, образовательного процесса;

повышение уровня квалификации педагогов по приоритетным направлениям развития дошкольного образования ( подготовка и проведение практических семинаров по внедрению современных пед.технологий);

скоординированность деятельности всех специалистов детского сада, родителей, воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательных услуг;

работа по преемственности дошкольного и начального школьного образования;

осуществление планирования образовательного процесса с учётом целевых ориентиров дошкольного образования;

подготовка педагогических кадров к работе в условиях высокой информатизации

образовательной среды.

Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями
недостаточная информированность родителей (законных представителей) о деятельности дошкольного учреждения, о содержании и качестве образовательных программ для различных категорий воспитанников;

слабая включенность родителей в образовательный процесс.

обеспечить воспитанникам и их родителям (законным представителям) доступность полной и объективной информации о ДОУ, содержании и качестве их программ (услуг), в том числе за счет функционирования сайта;

поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
наблюдается снижение уровня здоровья среди воспитанников, поступающих в детский сад: относительная высокая заболеваемость детей от 3-х до 4-х лет вследствие предрасположенности к простудным заболеваниям; недостаточное количество спортивного оборудования, отсутствие физкультурного зала и инструктора по физической культуре улучшение состояния физического, психического и социального здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий;

работа по программе «Здоровье» и как итог, снижение заболеваемости детей.

недостаточное использование сберегающих технологий при организации режимных моментов педагогами формирование ценностей здорового образа жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс.
Укрепление материально- технической базы МБДОУ
недостаточное финансирование для полноценного материально-технического оснащения ДОУ и внедрения педагогических инноваций проведение работы с депутатами по выделению дополнительных финансовых средств на образовательную деятельность и обновление материально-технической базы учреждения
снижение бюджетного финансирования увеличение доли финансирования дошкольного учреждения за счет средств субвенции на реализацию ФГОС

На основе выявленных проблем и способов их решения, были определены основные направления деятельности по развитию дошкольного образовательного учреждения.

Раздел II. Концептуальный проект желаемого будущего состояния ДОУ

Миссия ДОУ, цели и задачи развития ДОУ, модель выпускника

Анализ социального заказа позволил определить предназначение нашего образовательного учреждения.

Миссия ДОУ определена с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров и заключается в осуществлении личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, в предоставлении условий, необходимых для целостного развития личности, формирования компетентностей с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей, в соответствии с требованиями семьи и государства, посредством обеспечения сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья; в активном включении родителей в совместную деятельность как равноправных и равноответственных партнеров, осознании ими понимания важности их роли в воспитании и образовании ребенка; в повышении конкурентоспособности ДОУ за счет повышения качества образовательного процесса.

Таким образом, миссией ДОУ является: создание единой образовательной среды, обеспечивающей качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада.

Задачи:

1.Разработка необходимых педагогических условий для создания и развития образовательного пространства для различных категорий воспитанников.

2.Обеспечение условий для развития кадрового потенциала, предоставление возможности  для  профессионального  роста педагогических  работников.

3.Усовершенствование системы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе.

Выполнение данной миссии призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника. Совокупность этих характеристик составляет модель выпускника ДОУ с учетом содержания психолого-педагогической работы на основе образовательных областей и ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств личности.

Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения

Характеристика
Любознательный,

активный

  • сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
  • самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
  • соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Эмоционально отзывчивый
  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире)
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
  • способен самостоятельно действовать ( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
  • в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками

  • откликается на эмоции близких людей и друзей
  • сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
  • эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми ( договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
  • способен изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации;
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
  • поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
  • способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
  • соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах в транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
  • может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем)

-способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
  • умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Воспитание современного дошкольника- выпускника повышает требования к педагогу, к его работе в инновационном режиме. Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения.

Условием успешной социализации воспитанников ДОУ является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов.

Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях, важное значение приобретает образ педагога детского сада.

Основные направления программы развития

2.1.Направление №1 Развитие педагогического потенциала

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов

Задачи:

-разработать необходимые педагогические условия для создания и развития образовательного пространства для различных категорий воспитанников;

-обеспечить условия для развития кадрового потенциала, предоставить возможность для профессионального роста педагогическим работникам.

Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения, основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

  1. Профессионализм воспитателя:
  2. имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
  3. свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
  4. владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы;

г)умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;

  1. владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  2. проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
  3. умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
  4. стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.

2. Проявление организационно-методических умений:

  1. использует в работе новаторские методики;
  2. включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
  3. владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

3. Личностные качества педагога:

  1. имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
  2. обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребёнка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
  3. владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  4. обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
  5. ведёт работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

Таким образом, обе модели ребёнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

План мероприятий по реализации направления №1

I этап ( декабрь 2018-август 2019гг.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы)
Направление Мероприятия Сроки ( дата) Ответственные Результат
Развитие педагогического потенциала ДОУ Создание творческих групп по реализации проектов.

Посещение мероприятий образовательной деятельности с целью оценки уровня владения педагогами современными педагогическими технологиями.

2018г.- 2019г. Заведующая

Старший воспитатель

Информационная справка
II этап (сентябрь 2019- август 2021 г.г.)

Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы)

Реализация программ повышения квалификации педагогов и специалистов ДОУ по приоритетным направлениям развития дошкольного образования.

Подготовка и проведение практических семинаров по внедрению современных педагогических технологий.

Участие в городских МО воспитателей и специалистов в области ДО по вопросам ФГОС.

Разработка системы планирования по образовательным областям

Реализация педагогами планов по самообразованию

Май – сентябрь

2020 г.

Заведующая

Старший воспитатель

Информационная справка
III этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г.)- аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).
Проведение мониторинга педагогических кадров, прошедших курсы повышения профессиональной квалификации и аттестацию на присвоение квалификационной категории

Проведение мониторинга педагогических кадров, использующих в образовательном процессе ИКТ.

Май 2022г. Заведующая

Старший воспитатель

Приказ о прохождении курсовой переподготовки

Повышение качества дошкольного образования

Ожидаемые результаты: обеспечить качество сформированных ключевых компетенций, возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (доля воспитанников, принимающих участие в городских конкурсах в 2019-2020 г.г. – 35%; 2020- 2021 г.г. – 40%, 2021 -2022 г.г. – 45%), (доля педагогов, использующих в образовательной деятельности ИКТ: 2019-2020 г.г. – 30%; 2020 — 2021 г.г. – 35%, 2021 -2022 г.г. – 40%)

2.2. Направление №2 Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями.

Цель: актуализация позиции партнерства между детским садом родителями и социальным окружением. Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

-усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе;

-вовлекать родителей в построение образовательного процесса, посредством постоянного их информирования

План мероприятий по реализации направления №2

I этап ( декабрь 2018-август 2019гг.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы)
Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями Создание информационных разделов для родителей на сайте ДОУ по направлениям деятельности:

  • проведение анализа работы с родителями с помощью анкетирования;
  • составление плана взаимодействия педагогов по направлениям развития воспитанников;
  • разработка циклограммы мероприятий по повышению кометентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Май 2019г. Заведующая

Старший воспитатель

Информационные рубрики на сайте ДОУ для родителей. Система взаимодействия с организациями
II этап (сентябрь 2019- август 2021 г.г.)

Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы)

Разработка плана по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Проведение анкетирования по вопросам, связанным с качеством образования в ДОУ.

Создание проекта взаимодействия ДОУ и семьи, разработка мероприятий в рамках этого проекта по сопровождению и консультированию семей воспитанников

2020-2021г.г. Заведующая

Старший воспитатель

Информационная справка

Повышение степени удовлетворенности родительской общественности

III этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г.)- аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).
Проведение практикумов, семинаров с участием родителей воспитанников

Реализация совместных долгосрочных проектов

Экскурсии в школу, совместные праздники, посещение школьных мероприятий, выставок

Сотрудничество с библиотекой, экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

Февраль – апрель 2022г. Заведующая

Старший воспитатель

Повышение компетентности родителей по вопросам взаимодействия по вопросам взаимодействия с ДОУ.

Анкетирование, опрос.

Размещение информации на официальном сайте ДОУ

Ожидаемые результаты: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в 2019-2020 г.г. – 45%; 2020 — 2021 г.г. – 55%, 2021 -2022 г.г. – 65%), развитие социального партнерства в 2019-2020 г.г. – 35%; 2020 — 2021 г.г. – 45%, 2021 -2022 г.г. – 55%)

2.3. Направление №3 Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

Цель: создание системы работы по здровьесбережению детей.

Задачи:

-разработать механизм индивидуально — дифференцированного подхода к детям при организации физкультурно — оздоровительного комплекса мероприятий

-способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни

I этап ( декабрь 2018-август 2019гг.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы)
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Разработка программы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ.

Составление банка здровьесберегающих технологий для использования в ДОУ. Создание условий жизнедеятельности благоприятных для развития и повышения уровня здоровья детей.

Сентябрь2019г. Заведующая

Старший воспитатель

Медсестра, педагоги

Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги

Информационная справка

II этап (сентябрь 2019- август 2021 г.г.)

Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы)

Диагностика и контроль за осуществлением оздоровительной работы

Реализация комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий.

Проведение в ДОУ мастер-классов, семинаров по внедрению опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Пропаганда здорового образа жизни и ценности собственного здоровья через систематическое проведение физкультурных праздников, Дней здоровья, Недели здоровья.

Разработать механизм индивидуально — дифференцированного подхода к детям при организации физкультурно-оздоровительного комплекса мероприятий.

Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу

Декабрь 2021г. Заведующая

Старший воспитатель

Медсестра, педагоги

Информационная справка

Презентации, материалы семинара

III этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г.)- аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).
Создание системы условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка Май 2022г. Заведующая

Старший воспитатель

Медсестра, педагоги

Распространение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Ожидаемые результаты: оздоровление и укрепление детского организма (снижение уровня заболеваемости воспитанников) 2019-2020 г.г. – до 10 дней в год; 2020-2021 г.г. – до 8 дней в год; 2021-2022 г.г. – до 5 дней в год.

2.4. Направление №4 Укрепление материально – технической базы.

Цель: Совершенствование системы управления ресурсообеспечивающей деятельностью: поддержание в рабочем состоянии материально-технических ресурсов; управление имуществом учреждения.

Задачи: Обеспечение качества образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО (совершенствование материально — технического и программного обеспечения; повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе)

I этап (декабрь 2018-август 2019гг.) – организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы)
Укрепление материально – технической базы МБДОУ Приобретение дидактического и игрового материала для оснащения развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС

Поддержание в рабочем состоянии материально – технических ресурсов.

Август 2022г. Заведующая Предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям СанПиН и программы, реализуемой в ДОУ, возрастным особенностям детей
II этап (сентябрь 2019- август 2021 г.г.)

Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы)

Приобретение дидактического и игрового материала для оснащения развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС

Поддержание в рабочем состоянии материально – технических ресурсов.

Август 2022г. Заведующая Предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям СанПиН и программы, реализуемой в ДОУ, возрастным особенностям детей
III этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022г.г.)- аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении)
Контроль за использованием и сохранением имущества ДОУ. Август 2018г.

Ежегодно

Заведующая

Завхоз

Ожидаемые результаты:

улучшение материально-технического и программного обеспечения (повышение уровня оснащенности предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ:2019-2020 г.г. – 35%; 2020- 2021 г.г. – 45%, 2021 -2022 г.г. – 50%)

Перевод ДОУ из режима функционирования в режим развития делает необходимым определение новых подходов к его управлению. Основными принципами управления в ДОУ являются:

  • коллегиальность и единоличие;
  • реализация прав и обязанностей;
  • свободный выбор и ответственность;
  • принцип демократизации;
  • принцип дифференциации и гуманизации.

В контексте вышеуказанных принципов модель управления ДОУ может иметь следующий вид (схема):

Заведующая ДОУ

Педагогический

совет

Творческая

группа

 

Родительский совет

Заместитель заведующей по АХР

Старший воспитатель

Персонал ДОУ

Методическая служба

Педагогические работники, воспитанники, их родители

Управление ДОУ в режиме развития – это часть управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств обеспечиваются целенаправленность и организованность деятельности коллектива по наращиванию образовательного потенциала, повышения уровня его использования, и как следствие, получение качественно новых результатов дошкольного образования. Таким образом, данная модель направлена на обеспечение в ходе развития согласованных действий в осуществлении методической и организационной работы ДОУ.

Корректировка Программы развития осуществляется Педагогическим советом МБДОУ. Управление реализацией Программы осуществляется Проектным советом и заведующей МБДОУ «Детский сад №3 «Одуванчик».

Мониторинг эффективности реализации программы развития МБДОУ осуществляется в течение всего периода реализации Программы.

Планируется проведение промежуточного и итогового мониторинга состояния реализации программы. Промежуточный анализ мероприятий (на основе мониторинга) проводится не реже 1 раза в год (при необходимости, количество промежуточных исследований может быть увеличено)

Для текущего управления реализацией Программы создается Творческая группа МБДОУ по разработке и реализации целевых проектов.

Мониторинг реализации программы развития

Приоритетные направления Объект мониторинга Дата проведения мониторинга Ответственный исполнитель
Развитие педагогического потенциала ДОУ Контроль за работой педагогов в инновационном режиме, в условиях высокой информатизации образовательной среды. Ежемесячно Заведующая

Старший воспитатель

Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями Диагностика удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ;

Контроль за организацией работы с родителями по ознакомлению с социальными проектами ДОУ.

Май 2019 г.

Май 2020 г.

Май 2021 г

Заведующая

Старший воспитатель

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Контроль за проведением профилактических,

закаливающих мероприятий

Ежемесячно Старшая медсестра

Старший воспитатель

Укрепление материально – технической базы МБДОУ Контроль за использованием и сохранением имущества ДОУ. Август 2018г.

Ежегодно

Заведующая

Завхоз

Раздел III. Стратегия и тактика развития ДОУ

3.1.Финансовый план реализации Программы развития

Финансирование Программы осуществляется на основе ежегодного плана

финансово-хозяйственной деятельности ДОУ.

 

Источники финансирования Приоритетные направления Мероприятия Сроки реализации программы развития/Объемы финансирования (руб)
Муниципальный бюджет 1.Развитие педагогического потенциала ДОУ

2.Актуализация позиции партнерства между детским садом и родителями

3.Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

4.Укрепление

материально – технической базы МБДОУ

Приобретение ноутбука (2 шт.) в методический кабинет 2019-2022гг.
Приобретение интерактивного оборудования (проектор, проекционный экран) 2019-2022гг.
Приобретение методической литературы 2019-2022гг.
Приобретение игрового оборудования, дидактических игр, наглядных пособий. 2019-2022гг.
Приобретение канцелярских товаров ежегодно
Подписка на журналы «Воспитатель», «Старший воспитатель» 2019-2022гг.
Приобретение детских стульчиков в количестве 100 штук 2019-2022гг.
Замена дымоветканала пищеблока 2019-2022гг.
Снос сарая-сушки 2019г
Постройка складского помещения 2020-2022гг.
Обеспечение игровым

оборудованием детских прогулочных площадок

2019-2022гг.
Капитальный ремонт цоколя и забора в соответствии с требованиями антитеррористической защиты 2019-2022гг.
Замена огнетушителей 2019-2022гг.
Обновление программного обеспечения ОС ПАК «Стрелец – Мониторинг» 2019-2022гг.
Приобретение посуды для пищеблока 2019-2022гг.
Замена электропроводки в помещениях детского сада 2019-2022гг.
Приобретение посуды для пищеблока 2019-2022гг.
Приобретение посуды на все возрастные группы 2019-2022гг.
Текущий ремонт групповых помещений ежегодно
Замена теневого навеса №2 2019-2022гг.
Ремонт теневых навесов на прогулочных площадках (замена кровли и покрытия полов) 2019-2022гг.

Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации Программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на  педсовете и на официальном сайте МБДОУ.

3.2.Оценка развития ДОУ

Критерии и показатели качества управления ДОУ

Объект анализа оценки Источник получения

информации

Методы получения информации Сроки периодичность оценки Ответственные за проведение оценки Способы предоставления информации Направления использования информации
Уровень материально – технической оснащенности образовательного процесса Планы ФХ Д Анализ финансовых планов ДОУ,

Итоги инвентаризации материально-технической оснащенности образовательного процесса

1 раз в год Заведующая Старший воспитатель Отчет Муниципальное задание
Уровень активности участия родителей в мероприятиях ДОУ Анализ мероприятий Анализ реализации планов по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников 1 раз в год Старший воспитатель

Педагоги

Отчет Информация на педсовете
Удовлетворенность родителей условиями получения детьми дошкольного образования Родители (законные представители) Анкетирование, опрос Ежегодно,

май 2020 г.

май 2021г.

май 2022 г.

Старший воспитатель Отчет Публичный отчет, годовой план
Соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО Состояние материально-технической базы, эффективность образовательного процесса Наблюдение, анализ 1 раз в год Старший воспитатель Справка Информация на педсовете
Уровень работоспособности Психологическая атмосфера в коллективе Методика изучения климата в коллективе 1 раз в год Педагоги Отчет Информация на педсовете
Уровень профессионального мастерства педагогических работников Профессиональная компетентность педагогов Итоги аттестации педагогических кадров. Анализ участия педагогического коллектива в профессиональных конкурсах Ежегодно,

май 2020 г.

май 2021 г.

май 2022 г.

Старший воспитатель Справка Информация на педсовете, годовой план
Уровень стимулирования педагогической инициативы Портфолио Анализ приказов о поощрении 1 раз в год Заведующая Протоколы Локальные акты
Коллективные принятия решений проблем развития ДОУ Локальные акты Локальные акты 1 раз в год Заведующая Протоколы Информация на педсовете

Прогнозируемый результат программы развития к 2022 году.

В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:

  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями образовательной программы ДОУ;
  • рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации;
  • обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. Показателями является итоговый мониторинг по образовательным областям программы и по методическим рекомендациям;
  • активное включение родителей в образовательный процесс;
  • создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ДОУ, разработка стратегии по благоустройству территории ДОУ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *