МБДОУ «Детский сад №3 «Одуванчик»

 

Духовно — нравственное воспитание личности

дошкольника посредством его приобщения

к культурным традициям и обычаям адыгского народа

Кошокова С.К.,

воспитатель,

первая категория

 

г.Майкоп, 2019

 

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду»

Д.С.Лихачев

Сегодня каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного дошкольного образования. В числе основных его задач – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Использование традиционной культуры, сохранение национального наследия составляет основу современного подхода в воспитании детей[1].

Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему, необходимо с дошкольного возраста. Проживая среди людей адыгской национальности, на сегодняшний день мы наблюдаем, что наши дети перестали общаться на своем родном языке, мы теряем ее культуру, ее быт, мы теряем свои корни. Родители по каким-то причинам перестали общаться со своими детьми на адыгейском языке, предпочитая только русский.  Исходя из данной проблемы, я решила хоть каким-то образом сохранить свою национальную культуру.

Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, помогает национальный фольклор: адыгейские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки, песни и танцы. Со всем этим знакомлю детей и в режимных моментах. В устном народном творчестве сохранились особенные черты адыгского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В стихах основоположника адыгейской литературы – Киримизе Жанэ – окружающий мир предстает перед ребенком в ярких, разнообразных красках, раскрывающих красоту родного края, красоту отношений к миру детства.

Творчество писателей, поэтов Д.Чуяко, М.Паранука, И.Машбаша и др. проецировано на познании мира природы, рукотворного мира, мира людей и познания мира своего «Я» [2].

Я думаю, знакомя детей с адыгским фольклором, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развиваем социально-личностные качества, помогаем понять различные жизненные ситуации.

Через рассказы воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, ощущения происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

В детском саду я веду кружок адыгейского языка «Жъогъобын». Кружок посещают 15 детей. Из них шесть детей адыгской национальности и только один говорит на адыгейском языке. Остальные понимают, но не говорят. Хотя все они по своим корням адыги. 9 детей русскоязычной национальности, родители, которых изъявили желание изучать адыгейский язык. Русскоязычные дети с удовольствием учат адыгейский язык, знакомятся с культурой, традициями, обычаями адыгейского народа. В последние годы мы получили достаточно методической литературы, очень красочной, доступной детям, по обучению адыгейскому языку, что очень облегчило нашу работу.

Совместно с детьми мы посетили Национальный музей Республики Адыгея. Дети с глубоким интересом рассматривали и слушали об исторических вещах и их принадлежности. Экскурсия в музей формирует у детей любовь к Родине, накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Экскурсия в национальный музей прививает детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Посещение музея, знакомство с музейными экспонатами – я считаю, одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое»«настоящее»«время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение национальных праздников: «День республики»; «День флага», «День родного языка» и другие.

День национального костюма в детском саду прошел ярко и красочно. Дети уже с утра пришли в детский сад в адыгских костюмах и выглядели совсем иначе чем, обычно. Походка, осанка, все преобразилось, даже внутреннее состояние малышей. Было организовано дефиле адыгских костюмов. Показ костюмов сопровождался комментариями.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) является приоритетной задачей нашего детского сада.

От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год, мы — взрослые, должны вести ребенка в сказочный мир народной культуры. Я считаю, что невозможно обучение в школе адыгейского языка и литературы, если мы в дошкольном возрасте не знакомим детей с историей и традициями его народа.

Знакомя дошкольников с культурой адыгейского народа, следует уделять большое внимание созданию атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для адыгейского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, мини – музеи, оборудованные в доступном для детей месте. В нашей группе создан мини – музей «Адыгея – родина моя». В течение дня дети интересуются историей, национальными костюмами, игрушками, предметами адыгейской одежды, элементами адыгского орнамента произведениями народного декоративного творчества; знакомятся с природными богатствами родного края, героями Республики Адыгея, изучают символику республики и другими явлениями и знаменательными событиями в ходе существования своей малой Родины.

В связи с этим было решено реализовать проект с воспитанниками и их родителями, направленный на расширение и уточнение знаний о малой родине, о республике, народах, обычаях, традициях, культуре по духовно – нравственному воспитанию « Моя малая родина — Адыгея».

В рамках проекта дети познакомились с обычаями, традициями, культурой адыгов. Ребята познакомились с историей черкесского костюма, музыкальными инструментами, адыгейской национальной кухней. Совместно с родителями и детьми мы создали книгу рецептов адыгейской кухни. Очень интересно прошло занятие «Как адыгейский сыр к людям пришел». Дети узнали много интересного о происхождении сыра.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры — это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.

Литература:

1.Дополнительная программа «Я и мой мир»- М.; Цеева Л.Х., Зайко В.В., Панеш Б.Х., Петрова Н.В., Мартинято С.В., 2005;

2. Хрестоматия: учебно-методическое пособие. Майкоп: Издательство 2002. .; Цеева Л.Х., Зайко В.В., Панеш Б.Х., Петрова Н.В., Тетенькина Л.П..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *