Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №3»

Доклад 

«Преемственность

  детского сада и школы»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ №3

Гунажокова А.А.

 

г. Майкоп, 2016

 

 

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Цель совместной деятельности:

— создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу; обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Задачи детского сада и школы:

— укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе;

-всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой;

-создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

-установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

-выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно — образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

— всестороннее просвещение родителей;

— оказание помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

-формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Ожидаемый результат:

1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.

2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.

3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.

4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Для осуществления преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой мы используем следующие формы работы:

Работа с детьми:

экскурсии в школу;

посещение школьного музея;

знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

выставки рисунков и поделок;

встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

участие в театрализованной деятельности;

посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Работа с педагогами:

совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

семинары, мастер- классы;

круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

педагогические и психологические наблюдения.

Работа с родителями:

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

дни открытых дверей;

анкетирование, тестирование родителей; образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов

 

Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие, психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему  ребенку  не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно «мягче», «безболезненно» не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко — как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. — это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.

Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью, понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу октябрят и пионеров: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. В подготовительной группе значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.
Главная задача воспитателя — усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей. Усложнение содержания их деятельности в подготовительной группе должно сочетаться с более высокой эффективностью ее осуществления.
Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а поспешное завершение работы снижает ее качество.
В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Развитие самостоятельности в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребенка в школе.

Предшкольное образование в нашем дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с содержанием, предложенным Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №3».

Одним из показателей качества организации воспитательно-образовательного процесса является высокий уровень подготовки детей к школе.

По данным диагностики готовности выпускников подготовительной группы и обучению в школе, проведенных в мае 2015 года было обследовано 29 детей. В результате диагностирования дети показали хороший результат знаний, позволяющий определить уровень подготовки к обучению в школе. 27детей (93,1%) показали хороший результат, 2 ребенка (6,9%) средний результат. Данные диагностики свидетельствуют о сформированности у воспитанников предпосылок к учебной деятельности. Мы очень гордимся, что в школе на стенде «Наши отличники» есть фотографии и наших воспитанников.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

 

Наш детский сад тесно взаимодействует с педагогами СОШ №13. Взаимодействие детского учреждения и школы осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно — образовательного процесса.

Ежегодно в старшей и подготовительной группах детского сада проходит общее родительское собрание на тему «Скоро в школу» с приглашением учителей начальных классов, для обозначения задач по подготовке детей к школьному обучению и ознакомлению родителей с вариативными программами начального образования в школе.

С целью повышения психолого-педагогической компетенции по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению проводятся групповые родительские собрания на тему: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет», проводятся семинары-практикумы: «Развиваем мелкую моторику», «Ум ребенка находится на его пальчиках», анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе».

Для родителей будущих первоклашек в школе проводятся Дни открытых дверей, наши дети посещают бесплатные курсы по подготовке детей к школьному обучению «Школа будущего первоклассника» на базе СОШ №13.

Педагоги детского сада постоянно проводят работу с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Это беседы о школе, рассматривание картинок о школьной жизни, чтение рассказов, стихов, организация с/р игр на тему «Школа», дидактических игр , тем самым расширяя знания детей о мире школьников, пробуждая интерес к разным сторонам школьной жизни, и зарождая чувство доверия к школьной жизни.

Для формирования интереса к новому собственно школьному содержанию занятий проводятся экскурсии в школу. Наши воспитанники являются частыми гостями в школе. Дети знакомятся с кабинетом первоклассника, посещают уроки музыки, рисования, физкультуры, проводятся спортивные соревнования совместно с первоклашками, такие как «Веселые старты». Учителя начальных классов проводят занятия по декоративно-прикладному искусству с детьми. После посещения школы организуются выставки рисунков на тему: «В какой школе я хочу учиться», «Что интересного я увидел в школе», проводятся беседы «Что можно сделать за перемену», «Школа и ее правила», игры «Лесная сказка», «Сосед, подними руку».

Стало традицией проводить совместные концерты ко Дню матери с приглашением детского вокального ансамбля СОШ №13 «Соловейка».

8 апреля дети подготовительной группы совершили экскурсию в школу, чтобы принять участие в мероприятиях, посвященных международному Дню здоровья на базе средней школы № 13. Наряду с учащимися школы дети участвовали в различных конкурсах. На станции «Народная мудрость» ребята отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Проявили ловкость и смекалку на станции «Спортивная», бесстрашно ходили по канату. Учились оказывать друг другу помощь при порезах, ранениях на станции «Полезные растения», соревновались со старшеклассниками по армрестлингу. В конце посмотрели мультфильм из серии «Смешарики» о здоровом образе жизни.

Экскурсия прошла интересно, детям очень понравилось. Дети полные восторга и новых впечатлений не хотели покидать здание школы, задавая все новые и новые вопросы. Надеемся, что такое творческое содружество – залог успешной подготовки детей к обучению в школе.

Сотрудничество со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает наш детский сад, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитателям детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе, для  дальнейшего поиска оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Литература:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80.

Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л. Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *